вторник, 14 сентября 2021 г.

Палаты каменные, крестьянские

 

Палаты каменные, крестьянские

Усадьба Никифора Яковлевича Сапожникова



На картинах Сергея Андрияки старая Москва как живая. Как будто художник писал её с натуры. Взял мольберт - и пошел бродить по городу. Где-то в глубине переулочков увидел симпатичные домики и -  вот они, на полотне. 
Вполне возможно, что вышеупомянутая усадьба так и выглядела. А почему бы нет? 
Но сохранилось только описание. Ни фотографий, ни рисунков...  

1. Строение каменное, крытое железом, двухэтажное с нежилым подвалом под сводом на рельсах.

А. Цоколь по фасаду облицован белым камнем, стены снаружи и внутри и потолки оштукатурены. Комнаты обклеены обоями, полы сосновые крашеные, рамы и двери сосновые крашеные; дверь в подвал железная; печи голландские и русские изразцовые; приборы медные и железные; лестницы каменные с дубовыми поручными и металлическим балясником. Пол в первом этаже при лестнице каменный. Занято домовладельцем и жильцами…

Неплохие активы. Кто же владелец?
Может быть, крупный промышленник? или какое-нибудь «ваше-высоко-превосходительство»?

Гм… Хозяин палат каменных даже на «благородие» не тянул, ибо не состоял на государственной службе. Его звали Никифор Яковлевич, в официальных документах он значился господином Сапожниковым, а земляки, наверно, по старой памяти кликали его по имени. В сельской местности, среди своих, обращение простое, без лишних церемоний.
Никифор – крестьянский сын села Домодедово Подольского уезда. Родился ещё до Великих реформ. Но крепостным не был. Домодедово – село казенное, обитатели оного – государственные крестьяне. Из них, государственных, часто получались успешные предприниматели.
У Никифора Яковлевича был бизнес в Москве. Вроде бы оптовая торговля. Торговал не то сеном, не то фуражом… Записался во «временные купцы», получил промысловое свидетельство, платил налоги – но в гильдию не вступал и по паспорту значился крестьянином. В родном селе за ним оставался земельный надел, отцовская изба… Родители Никифора, братья и сестры жили на родине.
Он поселился в Москве в начале 1880-х, усадьбу приобрел в 1898 году. Ему было тогда 40 лет, и у него подрастали трое сыновей и дочка…
...Впрочем,  личная жизнь господина Сапожникова нас не интересует. Только  усадьба!…

Вот она на плане:


В усадьбе три строение: №1, №2, №3. Главный дом под №1 выходит фасадом в Николо-Щеповский переулок.

Где-то здесь, возле Николы на Щепах. Точное местоположение уже не имеет значения, потому что... (об этом дальше)



 Переулочек имел форму подковы: два конца обращены к Смоленскому рынку, а серединка к церкви.  


Кроме упомянутого каменного двухэтажного дома  (строение №1А) в усадьбе Сапожникова были:
№1 В. Пристройка каменная, крытая железом, двухэтажная, простой отделки, снаружи и внутри оштукатуренная, занята: каменной лестницей, ретирадами и в части лит. «С»  в подвале прачечной с кирпичной печью над полом; над прачечной и над остальной частью подвала устроены бетонные своды на рельсах.
D. Сход в подвал каменный, крытый железом, с каменной лестницей.
С. Зонт железный над каменным крыльцом
F. Зонт железный на кронштейнах
№2 Строение деревянное, крытое железом, снаружи обшитое тёсом и покрашеное масляной краской.
Внутри стены и потолки оштукатурены, комнаты оклеены обоями, полы сосновые простые и крашеные, рамы и двери сосновые крашеные, печи русские изразцовые с подстойками, приборы медные и железные.
Занято квартирами
Примыкают:
А. Пристройка деревянная, крытая железом двухэтажная, снаружи окрашена масляной краской и с брандмауэром.
Занята: верх нежилым помещением, низ сараями с погребами и конюшнями
№3 Сараи и погреба каменные и частью в каменных столбах, крытые железом, с каменными погребами, кроме части «а», где погребов нет. Погреба частью под бетонными сводами, сараи частью внутри оштукатурены,  и сделаны бетонные своды
В.Лестница деревянная, открытая на чердак
№4 Заборы и ворота деревянные
(ЦГА Москвы, ф. 117, оп. 15 д. 14 л. 36-36об)

Стоило всё это удовольствие 26 100 рублей.
Оценка производилась 22  февраля 1901 года, а в 1902 году Никифор Яковлевич провел водопровод и  канализацию. Стоимость увеличилась: по оценочному акту 1903 года -  27873 рубля.
Имущество приносило Никифору Яковлевичу стабильный доход – 2352 рубля ежегодно.
Жить бы да жить припеваючи…
Но – господин Сапожников  взял кредит под залог недвижимости.
…Как это ЗАЧЕМ? Он ведь не за песнями в Москву приехал. У него был бизнес! Бизнес – всегда риск. Что-то пошло не так… Он не смог расплатиться.
Цитируем документ:

3 февраля 1909 года
В Правление Московского кредитного общества
На основании 3 п. ВЫСОЧАЙШЕ утверждённого 21 декабря 1882 года мнения Государственного Совета, имею честь уведомить, что Старшим нотариусом 24 сентября 1908 года утверждена купчая, в силу которой дворовое место с жилыми и нежилыми строениями, состоящие в Хамовнической части 2 уч. под №№ 29-36 и 28-35
Перешло от крестьянина Подольского уезда с. Домодедова Никифора Яковлевича Сапожникова крестьянину Боровского уезда с. Уваровского Ефиму Андреевичу Андрееву в сумме 29000 р, включая в эту сумму и долг Кредитному обществу
За помощника Старшего нотариуса (подпись неразборчиво)
(ф. 117, оп. 15 д. 14 л. 20-20об)

Палаты каменные сменили владельца. От крестьянина подмосковного – к крестьянину калужскому.
Чем занимался в Москве крестьянин Ефим Андреевич Андреев? Сведений нет, но можно предположить, что был он предпринимателем, человеком серьезным. Крупный бизнес имел в Белокаменной. И, прикупив недвижимость, сразу же...
Да-да, заложил её в Московском кредитном обществе!

В 1918 году… ну, вы знаете… Жилой фонд муниципализировали. Была частная собственность – стала… чья же? ах, да! общественная. А если так – можно ломать.
В каком году была уничтожена усадьба в Николо-Щеповском   – науке  неизвестно.
Нет её нынче – и всё. Ничего не осталось, кроме архивного дела, которое ныне хранится в ЦГА Москвы. Там много интересного хранится.
Кстати, церковь Николы на Щепах  сохранилась... Скажем точнее: несколько десятилетий пребывала в руинированном состоянии, а ныне восстановлена. И переулок Николо-Щеповский в Москве имеется, даже два: между Смоленской набережной и Смоленской площадью, 1-й Николо-Щеповский плавно перетекает во 2-й. 

 Но городской пейзаж несколько изменился...

2-й Николо-Щеповский переулок, панорама yandex.maps


Как вы думаете, нынешний крестьянин - настоящий, "от сохи", - 
смог бы приобрести недвижуху в этом районе? Ну, не целый дом, а хотя бы квартирку, а?