Список церквей Московской епархии
на 1910 год
По журналу «Московские церковные ведомости»
Был во времена оные такой журнал - «Епархиальные (или церковные) ведомости». В
каждой епархии свой. Весьма полезный для
тех, кому интересен мир русского духовенства. И для поиска предков тоже
пригодится.
В журнале две части: официальная и неофициальная. В официальной публиковались приказы и распоряжения по Духовному ведомству, в том числе и по кадрам..
В неофициальной всего понемногу: письма с мест (священники рассказывают о своей жизни), советы пастырю (как учить, как лечить, чем помочь прихожанину в тяжелой жизненной ситуации и как поступить самому, с подобной ситуацией столкнувшись), а также материалы для проповедей, биографии выдающихся церковных деятелей и всякое душеполезное чтение.
Читается с удовольствием. Но, помимо удовольствия, из журнальчика можно извлечь пользу.
В журнале две части: официальная и неофициальная. В официальной публиковались приказы и распоряжения по Духовному ведомству, в том числе и по кадрам..
В неофициальной всего понемногу: письма с мест (священники рассказывают о своей жизни), советы пастырю (как учить, как лечить, чем помочь прихожанину в тяжелой жизненной ситуации и как поступить самому, с подобной ситуацией столкнувшись), а также материалы для проповедей, биографии выдающихся церковных деятелей и всякое душеполезное чтение.
Читается с удовольствием. Но, помимо удовольствия, из журнальчика можно извлечь пользу.
Допустим, ваш предок служил в Полтавской (Орловской,
Казанской и т.д.) епархии, но архив по месту его службы для вас недоступен.
Выход есть: заказываете в библиотеке «Епархиальные ведомости» (издавались с
1865 по 1918) и терпеливо, номер за номером, год за годом, просматриваете распоряжения
по личному составу.
Хорошо, если у вашего священника редкая фамилия. Вы его найдете. Вот он рукоположен, назначен на приход, перемещен, награжден, вновь перемещен, получил следующую награду.... и, наконец, после долгой службы вышел в заштат, т. е. на пенсию. Между прочим, служили до 65 лет и на полную пенсию («огромная» сумма – 35 рублей в год) могли рассчитывать, имея не менее 30 лет стажа службы в Духовном ведомстве.
Некоторые епархии публиковали даже списки учеников семинарий и духовных училищ с оценками за год. Вот так!
Хорошо, если у вашего священника редкая фамилия. Вы его найдете. Вот он рукоположен, назначен на приход, перемещен, награжден, вновь перемещен, получил следующую награду.... и, наконец, после долгой службы вышел в заштат, т. е. на пенсию. Между прочим, служили до 65 лет и на полную пенсию («огромная» сумма – 35 рублей в год) могли рассчитывать, имея не менее 30 лет стажа службы в Духовном ведомстве.
Некоторые епархии публиковали даже списки учеников семинарий и духовных училищ с оценками за год. Вот так!
Однако «Московские церковные ведомости» - увы! – отличаются не в лучшую сторону. В
официальной части много пробелов – далеко не все кадровые передвижения
зафиксированы. В неофициальной части довольно скудный материал...
Но всё же попадается кое-что интересное. Вот, например, в номере 47 за 1910 год опубликован «Список церквей Московской епархии с обозначением купленных ими в 1910 году свеч, масла, вина на Московской епархиальном заводе и доставленных туда же огарков».
Но всё же попадается кое-что интересное. Вот, например, в номере 47 за 1910 год опубликован «Список церквей Московской епархии с обозначением купленных ими в 1910 году свеч, масла, вина на Московской епархиальном заводе и доставленных туда же огарков».
Зачем огарки возвращались на завод. Во-первых, экономия
ценного сырья. А во-вторых... попросите в любом храме свечи на вынос, для
домашней молитвы. Свечница ответит: «Нельзя, батюшка не благословляет». Отчего не
благословляет? Оттого, что огарки возвращаются на свечной завод и обязательно
при этом взвешиваются. Если слишком
большая разница между полученными и сданными – будут у батюшки неприятности.
Для нас количество церковного «расходного материала» не имеет значения... ну, разве что для того, чтобы судить о величине прихода. Чем больше извели кагора, лампадного масла, свечек – тем больше прихожан.
Список церквей по благочиниям понадобится, если вы собираетесь искать священно-церковнослужителя по клировым.
Список московских церквей по сорокам вам пригодится не только для поиска духовного лица. В ЦГА Москвы есть фонды церквей по сорокам, а в них и метрические, и исповедные, и даже брачные обыски. Гораздо удобнее искать, чем по московским описям фонда 203.
Для нас количество церковного «расходного материала» не имеет значения... ну, разве что для того, чтобы судить о величине прихода. Чем больше извели кагора, лампадного масла, свечек – тем больше прихожан.
Список церквей по благочиниям понадобится, если вы собираетесь искать священно-церковнослужителя по клировым.
Список московских церквей по сорокам вам пригодится не только для поиска духовного лица. В ЦГА Москвы есть фонды церквей по сорокам, а в них и метрические, и исповедные, и даже брачные обыски. Гораздо удобнее искать, чем по московским описям фонда 203.
Итак,
сначала Москва - все "сорок сороков" (на самом деле отнюдь не сорок), а также подворья, часовни, монастыри; есть и единоверческие храмы; затем Московский уезд, далее уезды по алфавиту.
Вот и Московский уезд...
Бронницкий уезд
Заканчивается Бронницкий, начинается Верейский
Волоколамский уезд
Заканчивается Звенигородский уезд - и начинается Клинский
Заканчивается Клинский, начинается Коломенский
Заканчивается Коломенский, начинается Можайский
В Можайском уезде всего 3 благочиния, да и сам уезд невелик. Заканчивается Можайский, начинается Подольский
Заканчивается Подольский, начинается Рузский (тоже небольшой уезд)
Заканчивается Рузский, начинается Серпуховской
На всякий случай: на сайте ЦГАМ вывешен справочник, в котором можно посмотреть, к какому приходу относилась ваша деревня (найдете его на вкладке "Моя семья")