Проверьте, нет ли в упомянутом архиве брачных обысков Вашего села. Если найдутся, непременно закажите.
Документ интересный.
Что такое обыск брачный, покажем на примере.
Книги оные печатались в Синодальной типографии, церковным шрифтом.
Для примера откроем одну – Московская губерния, Клинский уезд, брачные обыски Одигитриевской церкви села Городища, 1886 год (ф. 1471 оп. 1 д. 25).
Почему именно эту?
Сохранилось их мало. Эта книга в хорошем состоянии, почерк разборчивый, читается легко. Пятьсот листов, на каждую пару по одному листу.
Кого бы выбрать? Ага... .вот подходящая пара. Жених Александр Иванович Сливкин, невеста Параскева Дмитриевна, без фамилии (а что такого? далеко не у всех крестьян были официальные, документально зафиксированные фамилии).
а) Жених: запасной рядовой 16 пехотного Ладожского полка Александр Иванов Сливкин, жительствует Клинского уезда Петровской волости в сельце Лукине в приходе вышеозначенной церкви
(Заметим в скобках: у жениха есть фамилия, поэтому и выбрана для примера эта пара. Фамилия довольно редкая. По ней можно проследить жизненный путь… об этом чуть позже)
б) Невеста той же волости крестьянская девица Параскева Димитриева, жительствовала доныне в деревне Пупцовой, в приходе вышеназванной церкви
г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених двадцати семи лет, невеста двадцати одного года, и оба находятся в здравом уме.
д) Родства между ними духовного…
Поясним: под духовным родством понимается вовсе не родственность душ, не душевная близость, а нечто другое… Если парень и девушка когда-либо были вместе крестными родителями (вместе принимали младенца от купели) – увы, венчаться им не положено. Или (допустим) мужчина вознамерился жениться на своей крестнице… или (экзотический вариант) женщина хочет замуж за своего крестника… ни-ни, ни в коем случае!
… или плотского родства и свойства, возбраняющегося по установлению Св. Церкви, никакого нет.
е) Жених холост и невеста девица
е) Жених холост и невеста девица
ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют: жених от своего родителя сельца Лукина крестьянина Ивана Павлова и невеста от своего же родителя деревни Пупцова крестьянина Димитрия Дементиева – позволение
з) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви Октября 22, 26 и Ноября 2 чисел препятствия к сему браку никакого никем не объявлено.
Увы, паспортов (в нынешнем виде) в те далекие времена не было. Наши предки даже представить не могли, что их далекие потомки будут постоянно носить при себе малую книжицу, в которой всё прописано: когда и где человек родился, где жительство имеет, состоит ли в браке, когда и с кем обвенчан… И надобно эту книжицу предъявлять любому «представителю власти».
Нет, уж лучше троекратное оглашение!
и) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: 1. Свидетельство, данное жениху на вступление в брак с означенною девицею из Петровского Волостного Правления от 29 октября 1886 года за №1402; и 2. билет, данный на временный отпуск от 19 августа 1885 года, каковые и хранятся в подлиннике
к) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшие повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским
Рискованное дело – быть поручителем. Если что не так - попадешь под суд. А впрочем… Они ведь знают жениха и невесту как облупленных. С малолетства. И родителей знают, и всех предков до седьмого колена и далее. Из года в год, из века в век живут рядышком.
Невеста: Параскева Димитриева – неграмотная
Поручители по женихе: сельца деревни Спецова крестьянин Иван Феодоров и сельца Лукина крестьянин Сергей Иванов
По невесте: деревни Новокова крестьяне Сергей Васильев и деревни Дятлова крестьянин Димитрий Иванов, а за и незнанием их грамоте по их личной просьбе сельца Елгузина крестьянин Матвей Иванов руку приложил.
Что же было дальше?
А вот что: в метрических книгах Одигитриевской церкви села Городища появится запись: «Ноября 2-го дня венчались такие-то…поручители были такие-то»
А потом в сельце Лукине играли свадьбу. Именно играли. Ведь народная свадьба - развеселый интерактивный спектакль.
А по соседству, в том же сельце Лукине, проживали женатые сыновья: Василий Александрович Сливкин, 30 лет, Егор Александрович Сливкин, 28 лет, Степан Александрович Сливкин, 25 лет.