Как говорила старая Москва
Разговоры, подслушанные в Москве златоглавой,
под звон колоколов
О московском говоре мы знаем, но никто не слыхал его «в натуре», ибо к тому времени, когда мы родились, он окончательно выветрился.
Советская Москва изъяснялась на «классическом» русском языке.
А в старой Москве? В той самой, златоглавой, первопрестольной? Прогуляемся (мысленно) по московским улицам. Послушаем, как
говорят прохожие.
Вот два прилично одетых господина увлеченно беседуют. В
разговоре то и дело слышится латынь… Ба!
знакомые всё лица!… Профессор Филипп Филиппович Преображенский с любимым
учеником…… Группа молодых людей. Длинноволосые, бородатые. Семинаристы, последний курс. Чудной разговор ведут – то латинские словечки, то старославянские.
…Офицер идет с дамой… тихо беседуют о чем-то…дама отвечает по-французски.
…Чиновник подзывает извозчика, что-то толкует ему, садится в пролетку…
… Элегантно одетые дамы (мать и дочь?) подходят к дверям модной лавки. Приказчик распахнул дверь, согнулся в глубочайшем поклоне.
…Скромно одетые девушки несут связки книг. Курсистки… Каких курсов? Наверно, с Лубянских. или с курсов Герье.
Не станем прислушиваться к их разговору. Оставим в покое образованных людей, ибо все они говорят на «классическом» русском (иногда даже на иностранных языках). К тому же они, образованные, не составляют большинства.
Большинство говорит
на своем особенном русском языке, далеком от «классики».
Каменщик, каменщик в фартуке белом, что ты здесь строишь? кому?…
Парни волокут ящик с инструментами. Мастеровые. Обличье вполне пролетарское, но говорят между собой на чистом «шпрехен зи дойч».
Кажется, диалект Костромской губернии.
Торговцы зазывают: «Барин, огурцов молодых попробуй!» -
«Морошка, морошка, кому морошки!» - «Пирожки, пирожки горячие!». Звучит так: мОрОшка,
Огурцы, пирОжки.
Где же знаменитое «аканье»?
Если побродим подольше – наверняка встретим коренных
москвичей (нАстАящих мАсквичей). Они не составляют большинства. «Акающий»
говорок затерялся среди множества диалектов. И новгородский, и нижегородский, и костромской, и калужский,
и владимирский говор… Иногородние мещане, крестьяне разных губерний, со всей
необъятной России.
Кто же они? «Лимита»? «Понаехавшие тут»?
- Зачем же так сразу…Они – москвичи. Прижились в Москве – значит, москвичи. Не коренные, но самые настоящие.
А прописка? Московская прописка у них имеется? Расспросим прохожих: как у них насчет прописки?.
- Какая-такая прописка?.. Приехал, нашел работу, жилье – ну и живи на здоровье,- усмехается бородатый извозчик.
- Прописка? Что такое «прописка»? – городовой глядит на нас подозрительно. - Вы из каких краев прибыть изволили?
- Propiska? Qu'est-ce que c'est? – удивляется кисейная барышня.
- Нет у нас такого, - отвечают хором московские купцы и мещане.
Москва у всех под горой, всё в неё катится.
- Зачем же так сразу…Они – москвичи. Прижились в Москве – значит, москвичи. Не коренные, но самые настоящие.
А прописка? Московская прописка у них имеется? Расспросим прохожих: как у них насчет прописки?.
- Какая-такая прописка?.. Приехал, нашел работу, жилье – ну и живи на здоровье,- усмехается бородатый извозчик.
- Прописка? Что такое «прописка»? – городовой глядит на нас подозрительно. - Вы из каких краев прибыть изволили?
- Propiska? Qu'est-ce que c'est? – удивляется кисейная барышня.
- Нет у нас такого, - отвечают хором московские купцы и мещане.
А заезжий крестьянин ничего не говорит, только чешет затылок. У
господ речь мудреная, сразу и не разберешь, чего хотят. Про какую-то «прописку» толкуют, а что это значит - Бог весть......
В Москве златоглавой
(«под звон колоколов») народ не ведал о прописке, тем более о постоянной, которая
приковывает к месту жительства. Паспорта, впрочем, были. В них указывалась сословная принадлежность и место "постоянной регистрации" (в кавычках, потому что этот термин не применялся тогда).
Как выглядели крестьянские паспорта, посмотрите здесь