Уличная торговля в старой Москве
Вкусное изобилие
Мы совсем не знаем ту Москву. Её больше нет. Исчезла навеки. Остались некоторые старые здания… Но ведь город – это не только архитектура. Город – это люди, общество, устройство жизни.Город - это дух. Душа города... Её, души, не осталось.
Ничего не осталось. Только старые фотографии (их совсем немного) и воспоминания.
Из мемуаров Сергея Александровича Попова (1873-1942), коренного москвича:
Были торговцы, которые ходили по домам и доставляли своим постоянным покупателям самые лучшие фрукты.
Мне особенно памятны и очень нравились торговцы живой рыбой. Они носили на голове плоские кадушки со свежей рыбой в воде. Кадушки большей частью были выкрашены снаружи зелёной, а внутри белой масляной краской и сверху затягивались сеткой
…Продавцы цыплят или кур, тоже живых. Как сейчас слышу, как осенью, продавая подросших цыплят, они выкрикивали: «Куры, молодки!» Для этого рода торговли употреблялись приспособления, напоминавшие половину яйца, т.е. делался деревянный круг диаметром один-полтора аршина, и к нему были приделаны деревянные обручи, обтянутые верёвочной сеткой.
Продавали раков живых, мороженые яблоки (под названием «рязань»), дули-груши. И тут же на лотке грушевый квас в бочонке.
В Охотном ряду и некоторых других местах продавали блины, пироги горячие. Зимой носили пироги в ящиках с ватными покрышками. В медных чайниках продавали сбитень.
Ближе к весне торговали на улицах морожеными яблоками.
Летом появлялись продавцы (большей частью мальчики) какого-то лимонного кваса в больших хрустальных кувшинах. У них вокруг талии всегда было повязано сомнительной чистоты полотенце, за которым находились стаканы.
Конечно, летом не обходилось без продавцов мороженого; его возили в тележках, а часто носили на голове в бадейке со льдом, куда вставлялись одна или две формы с мороженым и, конечно, полотенце вокруг талии со стаканами