пятница, 1 мая 2020 г.

Слобода как сообщество. Мещанские слободы Москвы.


старая Москва

Слобода как сообщество

Мещанские слободы Москвы


Договоримся  о значении термина «слобода». В принципе, словечко знакомое и вроде бы не нуждается в пояснениях.
Слобода – поселение где-то на свободе, за чертой города, так? Допустим. Но это лишь одна грань многогранного понятия. 

Словари в данном случае не помогут, ибо в них зафиксированы далеко не все значения слободы. Нас интересует только один аспект: слобода как сообщество. А именно - сообщество мещан. 
 Слободы не имели очерченных границ и не являлись административно-территориальными образованиями. Ни с микрорайоном, ни с муниципальным округом они не сопоставимы.  В нашей жизни нет аналогов.  У нас ведь нет сословий...
С чем же сравнить мещанскую слободу?
Очень приблизительно... с партией. Допустим,  имеется некая партия (пусть хотя бы «зеленые»): всё состоящие в ней платят членские взносы, время от времени собираются на общие собрания... У партии есть лидер (выборная общественная должность), а у лидера есть секретари... Есть и штаб-квартира, и в ней хранятся списки всех состоящий в партии лиц. Но – упомянутые лица живут в разных местах, и ничего их не объединяет – кроме принадлежности к данной партии. И своему партийному боссу они подчиняются только в партийных делах. Вот как-то так...
В Москве было тридцать три слободы. Перечислим:
1. Алексеевская. 
2. Баражская
3. Басманная
4. Бронная
5. Голутвенная 
6. Гончарная 
7. Гостиная
8. Дмитровская 
9.  Екатерининская
10. Кадашевская.
11. Казённая.
12. Кожевническая
13. Конюшенная
14. Кошельная
15. Красносельская.
16. Кузнецкая
17. Лужники Большие
18. Лужники Девичьи,
19. Лужники Крымские
20. Мещанская
21. Мясницкая
22. Напрудная
23. Новгородская
24. Огородная
25. Панкратьевская
26. Садовая Большая
27. Садовая Набережная
28. Семеновская. 
29. Сретенская 
30. Сыромятная 
31. Таганная
32. Устюжская
33. Хамовная  

Допустим, ваш мещанин был приписан к Таганной слободе. Означает ли это, что он жил на Таганке? – Ни в коем случае! Он мог жить и на Дмитровке, и на Плющихе, и на Ордынке, на Покровке,  на Петровке, в Замоскворечье, в Лужниках, в Красном Селе...Где угодно!
Заметим мимоходом: прописки, ограничивающей перемещение, в те времена не было.

Наименование слобод – это артефакт. Память о далеких временах, когда Москва была вот такой:

Сигизмундов план


Перед нами план Москвы в 1610 года («Сигизмундов план», поскольку заказчиком был  польский король Сигизмунда III)
Москва как на ладони. Огромный город... Домов-то, домов...
Видимо-невидимо.  Жили здесь и бояре, и дворяне, и купцы. Но преобладали посадские люди (т.е. живущие на посаде - вне стен Кремля). Народ ремесленный, мастеровой. Именно они  - будущие мещане - составляли большинство. Мастера одной специальности предпочитали селиться рядом, бок о бок. Вот так и возникли слободы – Гончарная, Кожевническая, Кошельная, Кузнечная... Название – по ремеслу обитателей, или же по местности, или по церкви, которую слобожане построили своим иждивением. 
Особый случай – слободы Новгородская и Устюжская: их образовали новгородцы и устюжане, переселенные в Москву. 
И Гостиная - потому что «во времена оные» здесь компактно проживали «гости» - иногороднее и иноземное купечество.

Каждая слобода имела свой бюджет. Сбрасывались понемногу в общий котёл - и тратили общие деньги на общие нужды. На что тратить – решали сообща. На общих сходах судили-рядили, решали имущественные и всякие прочие споры. А буде кто из слобожан провинится – сами наказывали по мере вины. А буде кто попадёт в беду – помогали и словом, и делом, и деньгами. А если что – слобода вооружалась и дружно поднималась встречать незваных гостей. Да, бывало «если что», ещё как бывало…
Но к началу XIX века (даже раньше - при Екатерине II, когда окончательно сформировалась сословная структура российского общества) в Бронной слободе уже не ковали доспехи, в Огородной не растили овощи, в Гончарной не обжигали горшки; в Новгородской жили не только новгородцы, а в Мясницкой – не только мясники… Да и само мещанство изменилось. Потомки посадских людей уже не составляли в нём большинства. Мещанское сообщество постоянно пополнялось: государственные крестьяне, пожелавшие остаться в городе навсегда; освобожденные крепостные крестьяне и дворовые; иностранцы, связавшие свою судьбу с Москвой. Кого принимали в мещане, смотрите  здесь 

А названия слобод сохранились. И само понятия слобода осталось.  Сильно трансформированное, но всё же...  В XIX – начале ХХ века слобода по-прежнему оставалось сообществом, хоть и не таким самостоятельным, как в древности.

Зачем вам всё это знать? 
Ну, как же, как же... Ведь вы собираетесь искать своего мещанина в архиве: ЦГА Москвы, фонд 5, Московская мещанская управа. Документы сгруппированы по слободам. 
Прежде всего необходимо выяснить, к какой из упомянутых слобод был приписан ваш предок