Кто сказал"Хау ду ю ду"?
Население старой Москвы
В начале прошлого века Москва тоже была многонациональной. Тоже - но не в том, не в нынешнем смысле.....
В досоветской Москве было много -
ну, очень много! - выходцев из Европы, в чём вы могли бы лично
убедиться, если бы довелось вам родиться и жить в Москве златоглавой, под
звон колоколов.
Объясним популярно. Допустим, вы
– простой человек, обыкновенный московский мещанин (мелкий чиновник, купец
средней руки, мастеровой и т.п) - с утра пораньше выходите из дома. Где-нибудь в
Сокольниках, в Замоскворечье, на Мещанской, на Плющихе, на Швивой горке, на Самотеке, на Таганке, в Рогожской слободе,
на Тверской-Ямской … да мало ли?
А тут выходит сосед, кланяется и
вежливо так говорит: «Гутен морген!»
И вы ему в ответ с поклоном: «С
добрым утречком!»
Дальше идёте, и тут другой сосед:
«Гу-у-уд мо-о-онинг!».
И так, представьте, целый день.
- Бонжур, месье! - Сальвэ! - Дзень добже! - Гутен таг! - Бонджорно! -- Хаудуюду!
Только успевай отвечать.
Не верите? Тогда скажите: а это
для кого?
Собор Святого Людовика на Малой
Лубянке. Ну, допустим, он старый. Основан французами, бежавшими от своей Великой
революции.
А вот собор Непорочного Зачатия
Девы Мария на Малой Грузинской. Совсем молодой – чуть больше ста лет. Готика
(или псевдоготика?). Лепота!
Лютеранская церковь Святого
Михаила снесена в 1926 году. Стояла на нынешней улице Радио. Не осталось и
следа, увы…
А вот костел Петра и Павла в
Милютинском переулке. После «реконструкции» (о, ужас!)
Реформатская
церковь в Трёхсвятительском переулке. Здание сохранилось, сейчас там обретаются баптисты.
Лютеранский собор Петра и Павла в
Старосадском переулке прекрасен, как в былые времена.
Есть, есть ещё лютеране в Москве!
И англикане, представьте, имеются!
Англиканская церковь Святого
Андрея в Вознесенском переулке жива и действует.
Так для кого же всё это строилось?
Для иностранных специалистов, -
скажете вы. - Царская Россия нуждалась в
технических кадрах и приглашала специалистов.
Нуждалась, конечно. И приглашала.
Однако некоторые (многие) приезжали сами, без приглашения. И поступали в мещане.
Пролистаем московские слободские
книги… Ну, это образно – пролистаем. На самом деле они отсняты на плёнку. Хранятся в ЦГА Москвы. Фонд 5,
Мещанская управа. Переписаны все лица состоявшие в московском мещанстве. По
каждому краткие сведения: откуда прибыл, когда записался в мещанство, когда
родился, в какой вере крестился, когда сочетался браком, когда отошёл в мир
иной. Все московские мещане, с чадами и домочадцами.
И среди них:
Ян Бельхерт, Иоганн Гарблейхер, Франц
Генебарт, Иоанн Киор, Даниэль Лау, Роберт Адельгейм, Адам-Индрик Вецрумб,
Эмилий-Константин-Иосиф Витоле,
Кристофер Мазурре, Фридрих Нутовц…
Кто они? Обыкновенные московские
мещане. Скромные городские обыватели.
…Ян Вейнберг, Август-Вильгельм Винклер, Карл-Отто Бек, Карл
Бин, Эрнест Блюмберг, Густав Бой, Герман Брахман, Франц Вебер, Вильгель-Карл
Янтуон, Александр-Альфонс Вирт, Эмилия Габеркорн, Фридрих Дулькейт, Карл
Канангиссер, Иохем-Иоганн Копабус…
Немцев (в смысле, германоязычных)
больше всего.
…Герман Георг Берг, Август Мельхиор Этцголц, Фридрих Шмидт,
Якоб Фердинант Фальк, Ян Мартин Уйман, Карл Рейтер, Иоанн Карл Клее. Готфрид
Гуларт, Герман Ганс Маус, Роберт Пельтцер, Макс Фон-Вогау…
К примеру, простая немецкая
фамилия Шмидт встречается гораздо чаще, чем исконно русская фамилия Пупков. Ну, очень
много немцев было в московском мещанстве.
Но и французов было немало («и
разных прочих шведов»). Попадаются фамилии
английские, еврейские, польские, чешские, даже итальянские, даже вроде
бы скандинавские.
… Август Амуретти, Франциска Монигетти, Иосиф Жабо,
Александр-Каспер Теннисон, Шмуль Абрамов Гельброс, Жозефина Жиль, Луи Лекапю, Генрих
Фергюссон, Густав Дютей, Жан Луи Дени, Людвиг Дюпюн, Францышек Леопольд
Вельчинский, Викентий Мариани, Адольф Дворжечек, Бернард Жозеф Дине, Жан
Барранд, Жан Амальрик, Густав Нильсен, Виктор Пуаре…
(это не все! не все! это так, для
примера; полный список мещанских фамилий смотрите здесь)
К ним есть вопросы.
Во-первых,
зачем они пожаловали в Россию? «К
варварам, со страхом и слезами?» Гм...вероятно, граждане «цивилизованной»
Европы находили её приемлемой для жизни. Здесь было не хуже, чем на родине.
Может быть, даже лучше.
Во-вторых,
почему именно в мещане?
С этим всё просто. Так была
устроена Россия: каждый в ней живущий непременно принадлежал к какому-либо
сословию. Если, допустим, некий Herr (monsieur, mister, syenior) не был у себя на родине дворянином – значит, и
в российское дворянство не попадет.
Поступить на службу? Но для этого
нужно образование. А если его нет? Ничего нет, кроме ремесла и желания
трудиться.
Записался бы наш условный Herr в
купцы, но для вступления в купеческое сообщество нужны деньги, а капиталов у
него нет.
А в мещанское сословие принимают
всех, даже иностранных подданных. Бесплатно. Так почему бы не стать мещанином?